Музей школы

Музей боевой славы эсминца Стойкий вице-адмирал "Дрозд"

 

 Руководитель музея:

Иванов Владимир Геннадьевич

 

Документы:

 

Музей школы является филиалом Центрального Военно-Морского музея, который в 1983 году обратился к школе с просьбой сбора информации о ветеранах гвардейского эсминца «Стойкий». Поиск возглавила учитель математики и большой энтузиаст своего дела Г.А. Михайлова. Большую помощь в оформлении экспозиции музея оказывали учителя школы Н.А. Николаев и А.В. Воробьёв. За короткий срок удалось установить связь с ветеранами и начать активный сбор материалов для будущего музея. Открытие музея состоялось 5 мая  1985 года.

На сегодняшний день в музее собрано более 1000 ценных экспонатов, рассказывающих о подвигах команды легендарного эсминца.

Среди них: уникальные экспонаты: документы, газеты, личные вещи ветеранов, книги, фотографии, письма, запасные служебные книжки членов экипажа, карты, военно-морские флаги, гюйс, спасательный круг с эсминца, рында, настенная лампа, медали, личное оружие, военно-морская форма и многое другое.

Разделы экспозиции музея отражают темы, связанные со страницами строительства Балтийского флота, истории Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда, эсминца «Стойкий».

Разделы экспозиции:

  • «Строительство Балтийского флота»
  • «Строительство эсминца «Стойкий»»
  • «Начало Великой Отечественной войны»
  • «Оборона Ленинграда»
  • «Блокада Ленинграда»
  • «Походы на п/о Ханко»
  • «А музы не молчали»
  • «Присвоение эсминцу гвардейского звания»
  • «Операция «Искра», операция «Нева»»
  • «Никто не забыт, ничто не забыто»

 

В музее регулярно проводятся музейные занятия, экскурсии, уроки мужества, тематические выставки, встречи с ветеранами. Музей стал центром патриотического воспитания в школе. Команда Совета школьного музея неоднократно отмечалась наградами по итогам участия в городских военно-исторических играх, конкурсах и акциях. 

 

Патриотическое воспитание школьников с привлечением ресурсов школьной библиотеки и школьного музея.

Музей нашей школы «Боевой путь эсминца «Стойкий» («Вице-адмирал Дрозд»)» создавался в течение двух лет, и был открыт к  40-летию Победы 5 мая 1945г. На праздник открытия музея пришли ветераны, жители микрорайона школы, ученики, ведь именно их усилиями и под руководством учителей школы у нас появился музей.

В этой статье мы хотели бы рассказать о патриотическом воспитании школьников с помощью совместной работы музея и школьной библиотеки.

Прошлый учебный год ознаменовался следующими значительными датами для нашей Родины и нашего города (70-летие полного освобождения Ленинграда от блокады,  братской Белоруссии от фашистской оккупации, 69-летие Победы).

Поэтому школьные библиотека и музей провели мероприятия, посвящённые этим датам.

Для учащихся младших классов была организована литературно-музыкальная композиция о блокаде Ленинграда с привлечением учащихся 5-7 классов (Новиковой Елизаветы, Сабадаш Евы, Степановой Александры, Жикуновой Валерии). Экскурсоводы музея провели для ребят экскурсии. Совместными усилиями детей из библиотечного актива и совета школьного музея организовали акцию «Письмо жителю блокадного Ленинграда».

Во время встречи с ветеранами, после концерта, организованного и проведённого для них силами учителей и учащихся, эти послания в прошлое были вручены.

Не забыли мы поздравить и  Валентину Ивановну Якину, старейшего педагога нашей школы, которая девочкой пережила блокаду. Под руководством Жикуновой Валерии (7 класс) дети нарисовали ей поздравительную открытку и вручили её. Валентина Ивановна рассказала ребятам о своей жизни в осаждённом городе. Такой опыт познания истории через личное общение с непосредственными участниками событий очень важен для юных душ. Совместно библиотека и музей провели игру по станциям для шестиклассников «Ленинград. Блокада. Подвиг»

Из истории эсминца «Стойкий»(«Вице-адмирал Дрозд»), которая представляет собой не только историю одного корабля, но и всего Балтийского флота, можно извлечь много интересных фактов, поэтому экскурсоводы при составлении экскурсий учитывают их, дополняют сведениями из литературных источников. Они вводят элементы интерактивности в свою работу.

Интерактивность предполагает взаимодействие участников события, это проявляется в том, что в течение экскурсии экскурсоводы задают вопросы, чтобы проверить, насколько дети вовлечены в процесс, потом проводится небольшая викторина. Часто они одевают матроски, бескозырки, чтобы привлечь внимание. Обычно в мае к нам на экскурсию приходят дети подготовительной группы детского сада. Для них подготовлена экскурсия 

«Морской колокол-рында», она написана более простым языком, дети затем получают возможность «бить склянки», одновременно им демонстрируют песочные часы, объясняют связь рынды с песочными часами, дают повертеть их в руках.

Интересен проект «Дети и война» подготовленный вместе с библиотечным активом, который   подобрал материал о детях-участниках войны, составил презентацию, а экскурсоводы подготовили сообщения. В заключение провели небольшую викторину. Этот проект вызвал большой интерес не только среди учащихся нашей школы; приходили несколько классов из других школ.

Дети к одному из библиотечных конкурсов подготовили слайд-фильм «Корабль- герой» по материалам нашего музея, он тоже используется  как дополнительное средство во время проведения классных часов.

Для того чтобы не пропадал интерес к музею, приходится искать новые формы работы.

Например, ко Дню защитника Отечества мы подготовили и провели игру «Три капитана»

Эсминцы «Стойкий», «Сторожевой», «Стройный» строились по одному и тому же проекту, капитан «Стойкого» Самус Д.Я. был и капитаном «Сторожевого», а «Стройный», как и наш корабль имеет свой музей в 512 школе Невского района.

Мы уже несколько лет принимаем участие в районной интерактивной игре «Истории хранители живые» музеи, которые мы посещаем в рамках этой игры, вызывают большой интерес у учащихся не столько интересными экскурсиями, сколько заданиями после: приходится «побегать» чтобы ответить на вопросы. А чтобы ответить на вопросы домашнего задания, мы несколько раз совершаем вылазки, ищем здания, памятники, фрагменты которых заданы, роемся в энциклопедиях и альбомах школьной библиотеки.

Ещё одной интересной формой  работы музея и библиотеки мы считаем  выставки. Участвуем в городских, районных, проводим периодически у себя. К выставке мы обычно готовим викторину, за правильные ответы вручаем призы и грамоты.

Наилучшим воспитательным приёмом является не идея, а образ, который остаётся после восприятия рассказа, предмета и т.д. Образ героя Отечества, его подвигов, повседневной жизни, предметов материальной культуры включенных в контекст эпохи. Принцип интерактивности предлагает учащимся вступить в диалог с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях, что особенно ценится современными подростками. Исходя из того, что гражданская позиция формируется в результате познания, в первую очередь, собственной культуры, то начинать следует с того, что ближе всего ребёнку и вызывает особое, эмоциональное отношение, то есть, с изучения своей родословной. Узнавая историю своей семьи, маленький следопыт знакомится с историей своей страны, в результате чего происходит личностное переживание истории, что способствует формированию исторического сознания. Методика работы может быть проиллюстрирована следующей цитатой из «Завещания» отца Павла Флоренского: «…Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти.» 

Поэтому, как в музее, так и в библиотеке к знаменательным датам мы проводим конкурсы сочинений, презентаций, рисунков. Вот их темы:

        « Орден в моей семье», «Родословная моей семьи», «Солдатские истории» и т.д.

На протяжении 3-х последних лет мы принимаем участие во встречах ветеранов афганской войны, особенно это впечатляет  мальчиков, т.к. демонстрируется вооружение, фотографии, военная  форма. 

Решая задачу патриотического воспитания, музей и библиотека должны формировать у ребенка ощущение присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием. Школьная музейная экспозиция – связующее звено культуры и образования. Понимание этой реалии особенно важно в современных условиях в процессе гуманизации школьного образования и воспитания, возвращения к лучшим отечественным историко-культурным традициям.

27 января в России отметили 76-ую годовщину полного снятия блокады Ленинграда. Это событие является одной из важнейших дат Года памяти и славы. Школьный музей  боевой славы эсминца Стойкий вице-адмирал "Дрозд" присоединился к Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб». 

31 января 2020 г. в рамках сетевого взаимодействия гостями музея побывали дошколята из ГБДОУ детского сада №117.  Мы пригласили ребят на пол часа истории «Бесстрашие и сила Ленинграда», в ходе которого они узнали о подвиге и мужестве ленинградцев в тяжёлейшие годы блокады, о том, что блокада Ленинграда — одна из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны. Ни один город за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград.

Музей для дошкольников является средством формирования целостной личности, приобщения к культурным ценностям и традициям. Дети с большим интересом слушали экскурсоводов, задавали вопросы, рассматривая экспонаты. Атмосфера Музея напомнила о войне, о людях, которые ушли и не вернулись и, наконец, о том, какой ценой далась Победа нашему народу. Впечатлений у них было много. Им хотелось все потрогать, все спросить, узнать, как можно больше о войне.

 Ребята поделились впечатлениями от услышанном и увиденном творческими работами, которые оставили на память музею. Экскурсия в музей стала для них увлекательным и познавательным путешествием.

Фотогалерея: Смотреть...

 

 Антонина Степановна Пошарнева (ветеран войны)

Вот так и получилось, что я испробовала все профессии на войне

  Как началась война, нас отправили на окопы. На левом берегу Невы  мы ставили столбы, а на правом уже были немцы. Иногда на  пароме около Морозовки отправляли всех детей, взрослых и стариков из Ленинграда, но сразу налетали немцы и бомбили. Бомбили  много,  и все это  я видела. Немцы уже начинали бомбить и саму Морозовку, жить там больше было нельзя и бесполезно, мы и ушли. От Морозовки мы шли пешком до Ленинграда, на окнах домов  были кресты, чтобы стёкла не лопались. Шли по железной дороге, а вокруг  все горело. Немцы  к тому времени были на Невском пятачке. Пришли в Ленинград , и нас опять отправили на окопы.  Уже зима, мороз  тогда был под сорок градусов. Питания  не было, немцы к тому времени уничтожили Бадаевские склады. Моей маме давали всего 75 грамм хлеба, нам с сестрой, так как мы работали на «Красном  Маяке» 125 грамм и больше ничего, и даже по карточкам больше не отоваривались. Помню, возьму на талон баночку каши, маленькую баночку. Ведь к тому времени уже на талоны и крупы не давали. Приношу эту кашу, так сестра её сразу в печку, а невестка потом уже из неё суп. Ну, какой из неё суп? Больше вода солёная. Помню, ходила по карточке за хлебом, так как мы были в окопах, нам ещё по карточке давали, а они там уже чай с этим супом. Да это не чай был, а вода. Так они и съедают мою пайку. Вижу, остаётся кусочек хлеба, грамм 50 это и съем. Теперь понимаю, что с мамой надо было больше делиться, потому что она умерла.  Мама у меня умерла в сорок втором году, в феврале месяце. Было очень тяжело. Похоронили мы её в гробу, но могилу так и не нашли. Тогда я уже и сама заболела, ноги не ходили. Ухаживали за мной брат и сестра. У брата была шуба  на лисьем меху и ботинки из фетра. Работал он шофёром, возил какого-то начальника, поэтому у него всё это и было. Продал он их, подкормил меня.

 Потом меня призвали в армию. В Выборгском районе был такой батальон МПВО (Местная противовоздушная оборона). Там меня целый месяц отхаживали, так как я пришла дистрофиком. Там хоть 300 граммов хлеба давали, утром давали ложку каши, чашку чая и чайную ложку сахарного песка. Потом меня отправили на кухню, чтобы я немного поднялась. И я действительно очень хорошо поднялась, и меня отправили уже в медико-санитарную роту. Как только сирена, мы сразу выезжали спасать людей, помню, даже раскапывали развалины для спасения людей. Оказывали первую помощь и сразу отправляли в госпиталь.

 Помню, потом разбирали дома и развалины, закапывали мертвецов. А уже весна, даже нет воды. Когда был жуткий холод, мы начинали жечь книги. В Ленинграде ничего, ничего не было. Как выжили, не знаю. Часто думаю, что не выжила бы, если бы меня не отходили в МПВО. Я им очень благодарна. Помню, когда блокаду прорвали, мы устроили от радости бой подушками, только перья и пух летали. 

Вот и конец войны. Ленинград отстраивали все, от мала до велика. Я работала кровельщиком, крыла крыши.  После войны я познакомилась со своим будущим мужем, познакомились мы в трамвае. Это была любовь с первого взгляда. Он в войну служил на флоте, его корабль потопили. Он провёл 8 часов в воде, поэтому после войны много болел. У нас родилась дочь. Сейчас у меня  уже и правнуки большие, все хорошо ко мне относятся, помогают.

ветеран с учениками